Олег Демидов

Кто не спрятался

Яна Вагнер
Кто не спрятался

Другие книги автора

ОТ ТРИВИАЛЬНОГО ДЕТЕКТИВА К БОЛЬШОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Яна Вагнер резко выделяется из всего лонг-листа премии «Национальный бестселлер». «Кто не спрятался» притворяется тривиальным детективом с русским уклоном в психологичность и претензией на экранизацию для массового зрителя, то есть по нынешним временам – на сериальное воплощение. Но на деле – это большой роман, умело сделанный и хитровыдуманный (в данном случае – без негативных коннотаций). Группа старинных друзей выбирается в небольшое путешествие. Какая-то южнославянская страна. Горы. Шале на самом верху. К нему ведёт горнолыжный подъёмник. Внутри дома – деревенский уют, камин, запасы еды на неделю и алкоголь. Все приезжают со своими пассиями. Чтобы ни о чём не беспокоиться, нанимают чеха Оскара, который будет за ними присматривать и организовывать их комфорт. Единственное, что удручает, – шутки, которые появлялись на первых страницах, но быстро сошли на нет. Ну и, может быть, ещё один нюанс – большое количество персонажей, которых сразу, с налёта, очень трудно запомнить. Однако всё это не слишком портит общую картину восприятия. И по мере чтения обо всём этом забываешь. Тебя держит ритм повествования и интрига.

Проходят первые главы – и ты ловишь себя на мысли: убийство, с которого всё начинается, нелепое (тело девушки пробивают лыжными палками!) и по большому счёту случайное, должно бы быстро указать на преступника. С первых страниц понятно, что это не тот, не этот и не другой. Круг подозреваемых читатель быстро очерчивает и ждёт, когда по мере освоения сюжета кто-то из них проколется. Вроде бы всё просто?
Но так было бы только в плохом детективе (а Яна Вагнер на должном уровне работает с этим жанром) или в крепком проходном кино. Когда коллеги-критики пишут, что с первых страниц можно определить, кто является убийцей, в это трудно поверить: либо они лукавят, либо они большие любители детективов и поэтому все ходы знают наперёд.

Определить главного злодея – не то что бы трудная задача, но определенного рода головоломка. За что мы и любим этот жанр! Сложность сюжета, интрига и головоломка. И Яна Вагнер легко справляется с читательским ожиданием. Единственная трудность – это ожидание иного рода: когда кончится тривиальность и начнётся, наконец, настоящая литература? А вот как раз в тот момент, когда убийство совершенно, есть свидетель, не сразу, но довольно быстро становится понятно, кто убит (первые полсотни страниц это тоже загадка!), и начинаются выяснения отношений в большой компании. Нагнетается обстановка и включается саспенс. Вот тут и проявляются и настоящая литература, и Яна Вагнер как серьёзный прозаик. Приведём относительно небольшой отрывок. Герои уже узнали, что их подруга мертва. Тело отнесли в сарай. Все собрались у камина. Пьют. И каждого беспокоит одна только мысль: это ведь кто-то из нас!.. Дадим уже слово автору:

«Сейчас же они знают, что их горе несимметрично. Неодинаково. Кто-то один, кто-то из них, угрюмо стоящих вокруг стола над мерцающими свечами, только прикидывается скорбящим. Кто-то так же, как они, хмурится и безмолвно глотает темную жидкость из тяжелых бокалов, но он неискренен. Кто-то лжет. Им кажется, что этот кто-то, один из них, был бы рад захохотать торжествующе и пройтись по гостиной колесом и не делает этого только затем, чтобы не выдать себя. Для людей, которые вместе много лет, это слишком страшное допущение. Именно оно лишает их языка. Они пьют беззвучно, в абсолютной неловкой тишине, и мечтают как можно скорее разойтись по спальням. Расстаться. Побыть отдельно».

Раскрывать весь ход сюжета – это значит лишать читателя нервного напряжения. Спойлерить – тоже не будем. Продолжим лучше говорить о писательской технике. Постепенно вместе с саспенсом на передний план выходят авторские ремарки и постоянная смена оптики. От внутреннего мира одного героя – к внутреннему миру другого, оттуда – в самый дальний угол шале, чтобы охватить всех сразу, потом – в голову к этому странному забитому жизнью чеху Оскару – что он думает о сумасшедших русских туристах? – потом на мороз, поближе к звёздам, практически в космос, чтобы охладить пыл. Головокружительный полёт авторской мысли. Яна Вагнер не только блестяще справляется с ролью демиурга и давит на читателя саспенсом, но и тонко работает с психологией своих персонажей. Вопросов “отчего этот герой поступил так, а не иначе?” или “что же ты, дурак, в такой ситуации ничего не делаешь?” возникнуть не может. Писатель всё разжёвывает или наводит читателя на нужные мысли.
Все книги написаны либо о любви, либо о смерти, либо о фигне (в самых разных её изводах). Иного не дано. «Кто не спрятался» – взрывоопасная смесь всех этих компонентов. Любовь и смерть – куда без них? А вот фигня здесь самая разная – и санта- барбаровская, и возвышенная. Но – всего в меру. Кажется, если Яна Вагнер займётся этим жанром всерьёз, у нас появится свой детективщик от большой литературы, который будет в силах разогнать всю мягкообложечную шушеру и тараканов в виде Акунина, Марининой, Поляковой и Донцовой.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу