Михаил Визель

Рассказы

Наталия Мещанинова
Рассказы

Другие книги автора

Наталия Мещанинова. "Рассказы"

Маленькая книжечка (которая на самом деле еще меньше, номинальные 128 страниц нагнаны вёрсткой в узкий столбик) состоит, как и обещает название, из шести рассказов. Только на самом деле никакие это не «рассказы». То есть рассказы, конечно, но не в жанровом, а в бытовом смысле: Наташа Мещанинова рассказывает о своём детстве, умело, надо отдать ей должное, рассортировав и распределив (сценарист же!) свое горестное повествование на шесть законченных «серий», посвященных той или иной стороне ее не очень счастливого детства и девичества – начиная с рассказа о своем юридическом (но, как выяснилось, не биологическом) отце и заканчивая одой невыносимой, провинциальной, бестолковой, но всё-таки родной и любимой матери.

Написав «не очень счастливого детства», я, по-учёному выражаясь, прибегнул к литоте. Потому что детство автора – а его идентичность рассказчику постулируется на каждом шагу, прямо с имени отца – Витька, совпадающего с выходными данными книги, где автор указан как Наталия Викторовна - не просто «не очень счастливо», а прямо-таки чудовищно. Начиная от, если так можно выразиться, типовых мерзостей южного городка рубежа восьмидесятых- девяностых, на которое пришлось взросление Наташи, и заканчивая чудовищными скелетами в их личном семейном шкафу.

Достаточно cказать, что почитав дневниковые записи 14-летней отроковицы, мать приступила к ней с расспросами: «Ты уже не девственница? Ты уже живешь с этим своим Шипулиным, о котором так прекрасно пишешь?» - и дочь усердно кивала, чтобы скрыть правду: невинности ее лишил ее Саша, сожитель самой матери, который с девяти лет к ней не просто приставал, а откровенно растлевал. Чего мать усердно на замечала, как не замечала и прочих отвратительных вещей. Которые сейчас взрослая и успешная дочь, режиссер и сценарист, откровенно и яростно, с матом и физиологией (пропахшие спермой волосы), выплескивает на книжную страницу.

Впрочем, тираж в 1000 экз. – это скорее психотерапевтическое выговаривание, чем реальная месть. Или реальная литература. Как объяснение «из какого сора» - из какого личного опыта появляется, например, фильм «Комбинат Надежда», о котором один из посетителей сайта «Кино-театр» написал так:

Съемки в стиле селф-мейд очень впечатлили! Постоянно сохраняется ощущение, что это реальные люди, а не актёры - супер! Ну а по поводу реальности - всё очень реально, многие подростки именно так и общаются (на своём опыте помню). И серость современных российских городов настоящая, Левиафан ни в какое сравнение не идёт.

- эта небольшая книга тоже чрезвычайно поучительна. Но считать ее литературой я бы всё-таки не стал торопиться.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу