Аглая Курносенко

Принц инкогнито

Антон Понизовский
Принц инкогнито

Другие книги автора

Антон Понизовский. "Принц Инкогнито"

Самый странный текст из всех что мне довелось прочитать в длинном списке. Содержание примерно такое: медбрат Дживан ищет, кто из психбольных в сумасшедшем доме поджёг подоконник. Параллельно мы видим галлюцинации (параллельную реальность?) пиромана, который воображает себя испанским принцем и одновременно матросом на российском судне в 1908 году.

Творческий приём – погружение в мельчайшие детали, вплоть до деталей зажигалки. Я хвалю вникание в материал – говорят, автор в рамках подготовки пошёл работать санитаром в психушке, в конце книги приведён длинный список специалистов- консультантов по всем заявленным темам – истории, военно-морскому флоту, психиатрии и т.д. К сожалению, в популярной российской литературе это большая редкость. Например, лауреат Нацбеста прошлого года Анна Козлова в романе на медицинскую тему ничтоже сумняшеся называет медсестру санитаркой – санитарка в «F20» накладывает гипс и делает уколы. Подобное пренебрежение материалом режет глаз и выказывает неуважение к людям других, нетворческих профессий.

У Антона Понизовского уважение к реальной жизни есть. Это чувствуется. Львиную долю текста занимает описание коронации с фанфарами, флюгенгорнами и бельведерами. Морская тема – все лееры и мачты выведены, как мне видится, безупречно. Остаётся вопрос – зачем? Отсутствует идея и смысл личного опыта – или я не углядела: мы все считываем только внятное для нас. Автор уже делал проект погружения в народную речь в предыдущем романе «Обращение в слух», в жанре вербатим – столь же добросовестно. Подход серьёзный, но сам по себе не может служить целью, а лишь инструментом. В «Принце Инкогнито» нет сильных эмоций, личных переживаний – всё, кажется, выдумано и сконструировано. Мама пиромана внушала ему чувство вины – ОК, разве это ново? Тема «жёлтого дома» раскрыта в мировой литературе. «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи приходит на ум первым. Там разворачивалось противостояние личности и системы.

В данном случае даже не интересно, кто поджёг подоконник и дверь заведующей. Кого это волнует, и почему должно волновать? Это революция? Нет. Душераздирающая личная история? Да нет. К больным хорошо относятся. Возможно, некоторых отправят в Колываново (нижний круг ада местного мира), но, перефразируя Гамлета, что нам Гекуба? А в мире и в России много чего происходит. Не только политических, но и культурных изменений. Даже если отрешиться от судьб мира и Родины – в душах людей много чего происходит. Почему мы фокусируемся на обитателях психбольницы? Есть более-менее узнаваемый характер медбрата Дживана – гордый кавказец отказывается от повышения, борется за справедливость и т.п., но остальные в общем просто описаны, никто не вызывает сочувствия, да и события и процессы не глобальные, не знаковые.Нет любовной линии – в принципе, можно считать достоинством, что роман без женщины как-то сложился.

Для меня автор – большой оригинал, успешный продюсер телевидения, симпатичный своими странностями, типа создания павильона на рынке для народных интервью, или работой в сумасшедшем доме, умный и интересный человек; а в литературном плане ускользающая невидимка за рядом добросовестно сконструированных масок. Я не понимаю кто стоит за героями, что ему нужно, в чём его ценности, в чём его манифест? Нет ни одной личной зацепки.

Роман не за что ругать, и есть за что похвалить, но его существование не  добавляет к актуальному культурному слою ни нового материала, ни нового взгляда.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу