Валентина Живаева

Роза ветров

Андрей Геласимов
Роза ветров

Другие книги автора

Андрей Геласимов. Роза ветров

Во-первых, это очень правильная книга – по замыслу, пафосу, структуре. Нигде в тексте вы не найдёте и тени сомнения в величии миссии Геннадия Невельского, в том, что для России в середине XIX века было смертельно важно закрепиться на Дальнем Востоке и что она, конечно, имела на это полное право. И в том, что мы должны и хотим помнить своих настоящих героев. При этом звучит роман ясно и чисто, не оскорбляя слух фальшивым патриотизмом или неуместной сентиментальностью. Наша Родина – суровая мать, любить её трудно, а её «странную любовь» ты почувствуешь, может быть, только однажды за жизнь. Когда сунет она тебе украдкой медальон при прощании, как родительница Геннадия Ивановича. Или, умирая, будет гладить и гладить тебя по рукаву, как мать Императора Николая Павловича.

Книга построена на реальных событиях, и большинство её персонажей – реальные люди: адмирал Литке и Великий Князь Константин Николаевич, подопечный и покровитель Невельского, Николай Муравьев и Лев Перовский, Великая Княгиня Елена Павловна, Елена Денисьева и многие другие. Но даже если ты, предположим, не знаешь, что здесь «всё по правде», в тебе с самого начала возникает чувство доверия к автору и ощущение, что и он тебе доверяет: не хитрит, не умалчивает, не рассовывает по тайным местам важные улики.

Здесь есть старомодный просветительский дух, есть дыхание эпохи, когда от книги, даже художественной, ожидали и получали какую-то бесспорную истину. Есть воздух и теплота, но нет той ползучей иронии, когда автор чуть ли не каждым своим словом сигнализирует: «Только не подумайте, что я это всерьёз». У автора «Розы ветров» определённо есть вещи, к которым он относится всерьёз. И достаточно вкуса, чтобы смягчить эту серьёзность тонкой стилизацией, остроумными аллюзиями, чувством меры, чувством языка. И ещё вот этим умением оставить неуловимый, таинственный зазор между собой- автором и собой-рассказчиком…

Книга и выстроена как-то очень соразмерно. В ней четыре части, две из которых – это увлекательная предыстория, а две другие – само судьбоносное плавание транспорта «Байкал», от его входа в Авачинскую бухту 12 мая 1849 года до возвращения с победой. История развёртывается последовательно, прямо, честно. Мы знакомимся с лейтенантом Невельским за три года до событий, которые нанесут его имя на карту России. Мы узнаём его привычки и его одиночество, наблюдаем, как он меняется, как постепенно и неотвратимо овладевает им его Главная Идея. Мы его слушаем, жалеем, болеем за него, пугаемся его бешеного нрава, следим за его попытками этот свой нрав обуздать, восхищаемся им. И с удивлением обнаруживаем, какие неожиданные, какие глубокие ходы есть в этой такой, казалось бы, простой душе. «Мир больше того, что видят люди. А смерть — значительно меньше того, чего они боятся…»

Мы видим те знаки, которые расставляет на его пути судьба, слышим рифмы, присматриваемся к людям, которые совсем скоро навсегда войдут в его жизнь. Вот его дивная Катя. А вот кадет Коля Бошняк, будущий соратник, а пока незадачливый посланник поэта Тютчева и поклонник Кати. Вместе с нашим героем мы найдём тот пролив между материком и Сахалином и убедимся в судоходности устья Амура. Последующие события славной биографии Геннадия Ивановича Невельского конспективно проговорены в эпилоге, но писатель, кажется, работает и над продолжением романа. Что, конечно, тоже правильно – к этим людям, в этот мир хочется вернуться.

Здесь нет лишних деталей и болтающихся пуговиц, намёки отрабатываются, ружья стреляют. Мне как-то даже неловко лишний раз отмечать очевидное мастерство известного писателя и искусность той простоты, которой отмечен этот его роман. Но есть в нём что-то ещё, что-то большее. «Роза ветров» читается с каким-то необъяснимым чувством радости: я то и дело ловила себя на улыбке. Наверное, это и есть обаяние.

В этой книге есть запах моря и свежесть ветра, есть Лиссабон после ночного дождя и русская деревня в снегу. Есть незабываемый Яблочный Спас в Петербурге, когда Катя и Невельской обмениваются первыми взглядами: «Мгновение эти двое смотрели друг на друга через площадь и не подозревали, что видят свою судьбу». Есть очень разные русские люди со своими легендами и причудами, есть приключения, встречи с аборигенами и беглыми каторжниками, геополитические и самые будничные разговоры, тревоги и обещание счастья. Есть отличный корабельный кот. И есть очень правильное, на мой взгляд, чувство, что главный предмет для нас сегодня – не литература, а география. Ведь и главный герой этого романа – моряк Невельской, а не поэт Тютчев. Не самый, кстати, приятный господин. Интересно, даст ли ему автор шанс во второй книге как-то оправдаться принять участие в настоящем деле?

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу