Аглая Топорова

Ка, или Тайные, но истинные истории искусства

Александр Бренер
Ка, или Тайные, но истинные истории искусства

Другие книги автора

Александр Бренер «Ка, или Тайные, но истинные истории искусства»

Одним из моих любимых персонажей знаменитого романа Максима Кантора «Учебник рисования» является «гомельский мастер дефекации». Помню, с каким волнением я следила за его трагической судьбой и наполненной высшим смыслом художественной жизнью. Не надо особенно хорошо разбираться в современном искусстве, чтобы понять, о ком идет речь. Бренер, конечно, родился не в Гомеле, а В Алма-Ате (об этом его предыдущий шедевр, дошедший аж до шорт-листа Нацбеста-2017), но тут уж дело не в месте рождения. Вся техника рано или поздно приходит в негодность, человеческий организм — тем более. И вот когда уже нет сил заниматься по-настоящему любимым делом, мастера начинают проповедовать его другим. Молодежи, так сказать. Не избежал этого соблазна и Александр Бренер. Он начал писать искусствоведческие книги. Искусствоведение в исполнение Бренера выглядит как-то так (примеры произвольны):

А Леонардо да Винчи об этом сказал...
А Джотто сказал...
А Караваджо сказал...
А Энди Уорхол скаазал...
А Джордж Агамбмен сказал...
А сейчас я скажу...

Сказать Бренеру в принципе нечего, особенно внятно. Лучше вспомнить вечеринку в какой- нибудь европейской столице и матерно приложить какого-нибудь известного человека. Но это, увы, совсем неинтересно.
Ну и десятки раз повторенное «а» на каждой странице вызывает ассоциации не с искусствоведением, а с технологией приучения ребенка к горшку. Извините, но тут уж каков поп, таков и приход. Да и «Ка...» в названии отсылает нас к раннему детству, а не к египетской мифологии.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу